Пятнадцать лет среди библиотекарей и востоковедов
2015 год стал завершающим в биографии «Восточной коллекции». Российская государственная библиотека, учредитель и издатель журнала, исключила его из плана работы. Вполне объяснимо чувство сожаления по этому поводу, но оно неотделимо от творческого удовлетворения тем, что сделано за эти пятнадцать лет. Несомненно, журнал оказался в нужное время (очевидный рост интереса к миру Востока) в нужном месте (среди библиотекарей и востоковедов). Библиотеки и другие хранилища духовного наследия стали для журнала источником материалов из уникальных фондов и коллекций; востоковеды получили возможность обнародовать на его страницах свои творческие работы, выходящие за академические рамки, сопровождая их оригинальными иллюстрациями. Особенно плодотворным оказалось сотрудничество редакции с Центром восточной литературы и с Научно-исследовательским отделом рукописей РГБ. Перечислить же фамилии даже самых активных наших авторов — учёных, журналистов, писателей, фотографов — невозможно. Читатель увидит их в представленном на сайте Указателе статей, опубликованных в журнале в 2001—2015 годах. Концептуальная схема и дизайн журнала как научно-популярного иллюстрированного издания, стиль и способ подачи материалов не претерпели существенных перемен; остался незыблемым наш девиз «Журнал для всех, кому интересен Восток». За пятнадцать лет выпущен 61 номер объёмом 160 страниц каждый, в которых опубликовано более 1200 статей, очерков, фоторепортажей. И это не компиляции из Интернета, не перепевы чужих книг и статей, не фальшивые сенсации и спекуляции из разряда «Восток — дело тонкое». Новинками последних лет стали тематический номер «Бахчисарайский альбом» (№ 4/2014), посвящённый историческому и культурному наследию Крыма, и дополнительный выпуск «Жизнь в чашке» — о кофейных и чайных традициях Востока и Запада (ему присвоен почётный финальный № 64 в сквозной нумерации). Чтобы избежать упрёка в самовосхвалении, процитирую несколько строк из писем наших авторов, высказавших эмоциональную и одновременно точную экспертную оценку «Восточной коллекции». — Научно-популярный стиль изложения публикуемых материалов позволяет представлять сложный материал по истории, культуре, этнографии народов и стран Востока в доступной для широкого российского читателя форме. Публикации журнала содержат уникальные, впервые представляемые источники, биографии, коллекции, мемуары, эссе, путевые записки, фрагменты научных исследований. С. Рыжакова, д. и. н. — Сколько интересного и познавательного было на страницах вашего журнала! Горжусь тем, что принимал в нём участие. Как последний привет, прилагаю свою статью, о которой говорил при последней встрече. А. Хисамутдинов, д. и. н. — Это действительно единственный в своём роде научно-популярный иллюстрированный востоковедческий журнал. Мои статьи, опубликованные в «Восточной коллекции», считаю одними из лучших своих работ. Т. Симбирцева, к. и. н. — Журнал был единственным по-настоящему качественным продуктом на унылом и скудном поле нашей доморощенной ориенталистики. И. Зайцев, д. и. н. — Неповторимый и уникальный журнал — красивый, интеллектуальный и вместе с тем доступный... Может быть, ещё произойдёт чудо? О. Хижняк, к. и. н. Даты на обложке «Восточной коллекции» никогда не имели решающего значения для читателей. Они знали: журнал рассказывает не о сиюминутном, а о вечном. Внешний вид экземпляров «Восточной коллекции», находящихся в открытом доступе в читальных залах, свидетельствует, что их постоянно читают. Верю, что нестареющие номера «Восточной коллекции» и электронные версии статей будут по-прежнему спрашивать все те, «кому интересен Восток». Тем самым журнал продолжит исполнять своё предназначение — увеличивать, пусть и ненамного, долю позитивного знания в духовном пространстве нашего общества. Александр Полещук,
Указатель статей, опубликованных в журнале «Восточная коллекция» (2001—2015)
|
||
Специальный выпуск «Жизнь в чашке»Специальный выпуск журнала «Восточная коллекция» посвящён истории и культуре чая и кофе. Он состоит из двух блоков, что подчёркнуто необычной композицией журнала. В нём нет первой и четвёртой обложки, а есть две равноценные первые. На одной обозначена тема «Чашка чая», на другой — «Чашка кофе». Специальный выпуск журнала продается в редакции и рассылается подписчикам.
|
||
ЧАШКА КОФЕ
|