«Восточная коллекция» № 1/2012
Первый номер 2012 года открывается фотоочерком Сергея Бойко «Пакистан».
Елена Толмачёва, Алексей Крол. Утомлённые Тахриром. Египетская революция: взгляд из окна музея. Группе российских исследователей пришлось до срока свернуть плановые работы в Фаюмском оазисе. В публикуемом репортаже авторы рисуют картину, которую они наблюдали в ноябре 2011 года, находясь в Каирском музее, где «статуи, прежде окруженные толпами гомонящих на всех языках мира туристов, теперь выглядят как брошенные игрушки повзрослевших детей».
Борис Рифтин. Судьба и наследие Константина Скачкова. К. А. Скачков (1821—1883) работал в Российской духовной миссии в Пекине, служил консулом в различных городах Китая. А в историю российского китаеведения он вошёл как создатель огромного собрания китайских книг, рукописей и географических карт. Ныне оно хранится в Российской Государственной библиотеке. В статье академика Рифтина рассказывается о собирательской деятельности Скачкова и о раритетах из его коллекции.
Ольга Соломина. Особенности национального воззрения на географию. В статье впервые дано описание коллекции китайских географических карт из собрания К. А. Скачкова, опубликованы наиболее интересные экземпляры карт.
Светлана Сысоева. Материнская линия нгада. В традиционной деревне Бена, что на индонезийском острове Флорес, живёт народ нгада. Побывав в этой деревне, автор очерка обнаружила много интересного. Например, жители Бена строят свои дома с учётом того, что в них должны обитать как живые люди, так и души предков. Дома, семейные святыни и прочее имущество здесь наследуют старшие дочери, существует кастовая система и другие формы организации социума, оставшиеся с древних времён.
Светлана Рыжакова. Танцующие в Ассаме. В штате Ассам, расположенном на северо-востоке Индии, сложился оригинальный танцевальный стиль саттрия, вобравший в себя многие местные традиции. Это древний, непрерывно существующий храмовый танец, связанный с местной формой санскритской драмы. Роль храмов выполняют саттры — своеобразный социальный институт, похожий одновременно на ашрамы и на деревни.
Максим Михалёв. Потаённый шаманизм. Фрагменты полевого дневника автора статьи — этнографа, изучающего верования малочисленных народов Китая, сопровождается авторским научным комментарием. Шаманизм в Китае существует, но не афишируется, утверждает он, шаман не является фигурой публичной, но играют определённую социальную роль.
Наталья Голубинская. Музыкальная история. Николай Японский (Иван Касаткин) был основателем Русской православной церкви в Японии. Изданный в России многотомный дневник отца Николая содержит немало ценного для исследователей, в том числе богатый материал о японской музыкальной культуре конца XIX века и о том, как входила в жизнь этой страны европейская, в том числе и русская, музыка. Статья иллюстрируется уникальными фотографиями конца XIX века.
Дмитрий Фролов. «А звёзды всюду те же...» Автор статьи показывает на примерах, как отразился Восток в творчестве Осипа Мандельштама. Образ Востока, как и другие образы у Мандельштама, очень сложен и многогранен. Во-первых, мусульманский Восток странным образом переплетается с Востоком иудейским, что рождает необычные сравнения и сопоставления. Во-вторых, в некоторых случаях мусульманский контекст «замещает» более ранний контекст — христианский или античный.
Виктор Солкин. Истинное имя Таиах. В Коктебеле, в Доме Максимилиана Волошина, внимание посетителей неизменно привлекает скульптурный портрет древнеегипетской царицы, которую сам поэт называл «Таиах». Этот образ, получивший отражение в творчестве поэта, вошёл в историю «Серебряного века». На самом деле за именем Таиах кроется полузабытая личность всесильной властительницы Египта — это Мутноджемет, супруга последнего фараона XVIII династии Хоремхеба.
Харухи Фунакава. Художник и дипломат. Разбирая архив своего дедушки, дипломата Томомаро Гундзи, долгое время работавшего в России, автор статьи наткнулась на две старые фотографии. Из надписей на обороте фотоснимков следовало, что на них изображён художник Илья Репин. Харухи Фунакава, научный сотрудник Института стран Евразии (Токио), предлагает читателям журнала историю знакомства японского дипломата со знаменитым русским художником и его дочерью Верой.
Галина Миронова. За страницами сиванского манускрипта. Оазис Сива, расположенный в западной части Египта, у границы с Ливией, — место необычное. Здесь говорят на особом диалекте берберского языка, гордятся сиванским манускриптом, в который занесена история здешних мест, историческими достопримечательностями, сохраняют старинные свадебные обычаи и обряды, имеют свои собственные праздники.
Александр Мещеряков. Природа Японии глазами эталонного японца. Книга Сига Сигэтака, вышедшая в свет в 1894 году, сразу стала бестселлером, а её автор был назван настоящим, эталонным японцем. Один из рецензентов утверждал, что Сига воспевает сущность Японии, которая состоит в «непрерывной в веках императорской династии и невиданной во всём мире красоте природы». К особенностям японской географии и природы автор книги относит многообразие климата, и множество морских течений, высокую влажность, обилие вулканов, и бурные, порожистые реки.
Николай Листопадов. Тысяча и один год Большого храма. Комплекс Большого храма в южноиндийском городе Танджавур — настоящий музей архитектуры, скульптуры и живописи. Большой храм посвящён богу Шиве в образе повелителя космического танца Натараджи, поэтому не случайно, что на торжества по случаю тысячелетия храма была приглашена ровно тысяча танцовщиц и танцоров.
В разделе «Orientnet» публикуется обзор интернет-ресурсов по теме «Змея в культуре народов Востока».
В номере также помещены заметки о выставке русского и китайского лубка и о презентации учебника туркменского языка в Центре восточной литературы РГБ и другие материалы.