http://www.orientmuseum.ru/ http://www.persia.ru/ Театека

Журнал для всех, кому интересен Восток

«Восточная коллекция» № 4/2013

Номер открывается фотоочерком Светланы Сысоевой «Лэшань» о комплексе буддийских памятников в китайской провинции Сычуань.


  • Ирина Челышева. Охранная грамота для Гималаев. Катастрофическое наводнение в Гималаях летом 2013 года вызвало в Индии громкий общественный резонанс. Говорили, что боги покарали нарушителей священных законов Гималаев. Действительно, обожествление природных объектов всегда служило своеобразной охранной грамотой региона. Но безудержная эксплуатация природных ресурсов сделала своё черное дело: святость Гималаев всё больше приобретает коммерческую ценность.
  • Юлия Урсул. Вглядываясь в человека. Журнал представляет галерею графических портретов людей Востока. Автор портретов, художник Юлия Урсул, убеждена, что лицо человека — это его рассказ о себе, о судьбе, о времени, о том мире, который его окружает.
  • Марина Монгуш. В Цэнгэл, к тувинцам. Автор побывала в местах компактного проживания тувинцев на территории Монголии. Им довелось пережить немало испытаний, но в последние годы их жизнь стала входить в нормальное русло. Тувинцы сохраняют свои традиционные занятия и родной язык, бытовые привычки, устраивают песенные праздники, отстаивают свою этническую самобытность.
  • Алексей Иванов. У речных ченчу. Заметки этнографа о малоизвестном племени Северной Индии. В основном они обитают в центральной части штата Андхра-Прадеш. В недавнем прошлом ченчу были охотниками и собирателями мёда и древесной смолы. В 1975 году государственным актом они признаны «примитивной группой», нуждающейся в скорейшей помощи.
  • Ольга Хижняк. Превращения Белого слона. В буддийской традиции существует иконографический сюжет «Очищение Белого слона», иллюстрирующий основные этапы духовного пути человека. Путь к обретению бескорыстной жертвенной любви начинается с очищения своего сознания, которое и символизирует в этом сюжете слон.
  • Татьяна Соловьёва. Бунтующий гуру. Своеобразие индийского Средневековья, когда проявился удивительный культурный феномен — слияние индуизма и ислама, — определило и необычную жизнь Кабира, рождённого индусами, а воспитанного мусульманами. В своих стихах Кабир не щадит ни индусов, ни мусульман и всем вместе говорит: «Что с того, что читаешь проповеди, если не подтверждаешь их делом?»
  • Юлия Ершова. Глиняные собачки из Хуайяна. Те, кто приезжают в уездный город Хуайян, что в восточной части китайской провинции Хэнань, посещают храмовый комплекс Тайхаолин. Ежегодно здесь устраивается ярмарка в честь дня рождения божественного первопредка Фуси. В народных песнях рассказывается, как богиня Нюйва, сестра и жена Фуси, сотворила людей из глины. В память об этом событии в Хуайяне издавна лепят так называемых глиняных собачек — нинигоу. Особенно интересны фигурки обезьянок с человеческими лицами — жэньмяньхоу. Принято считать, что именно таких человечков лепила из глины Нюйва.
  • Светлана Утургаури. Валиде и хасеки. Османские султаны по примеру византийских правителей заботились о культурном развитии своей столицы. В Стамбуле возводились мечети-кюллие с комплексом строений социально-благотворительного назначения и библиотеки. В развитии этой традиции не последнюю роль играли женщины дома Османов — жёны (хасеки) и матери султанов (валиде). Автор статьи рассказывает о двух из них — Нурбану-султан (1525—1583) и Хатидже Турхан-султан (1627—1664).
  • Нелли Лещенко. Николай Резанов: превратности любви и службы. Романтическая история русского дипломата Николая Резанова и пятнадцатилетней испанки Консепсии д’Аргуэлло стала широко известной в России благодаря поэме Андрея Вознесенского и рок-опере Алексея Рыбникова. Однако документы свидетельствуют, что не всё было так просто и красиво...
  • Владимир Беляков. Своими глазами. Продолжая тему статьи, опубликованной в предыдущем номере журнала, автор рассказывает, как русские люди открывали для себя Египет в XIII веке. Контингент путешествующих оставался прежним: это были православные паломники, направлявшиеся либо к святым местам Синая, либо через Египет в Палестину. Однако их записки стали более достоверными, разнообразными и подробными, чем в прежние времена.
  • Юрий Аверьянов, Дмитрий Зубов. Загадочные сорок воинов. Русский путешественник XVIII века Василий Григорович-Барский приводит в одной из своих книг копию указа османского султана Селима I об оказании помощи православному монастырю Ксиропотам на Афоне. Хотя подлинник документа не разыскан, приводимый текст крайне интересен: в нём присутствует образ Сорока святых, в равной степени близкий христианскому и мусульманскому сознанию.
  • Юрий Зинин. Арабески. Заметки из путешествий автора по Северной Африке и Ближнему Востоку: лабиринты Касбы — средневекового квартала столицы Алжира; узоры из хны на руках и на ногах женщин по прежнему в моде; возрождённый русский монастырь в Палестине.
  • Анастасия Погадаева. Кимирсения и кимченирия. «Кимирсенхва и кимченирхва — это не политические лозунги или идеологические понятия Северной Кореи, — пишет автор. — Пожалуй, это один из немногих примеров, когда идеология и красота сливаются воедино. Кимирсенхва и кимченирхва (у нас бытуют русифицированные названия — кимирсения и кимченирия) — это цветы, выведенные селекционерами и названные в честь северокорейских лидеров».
  • Мариам Эмами. Вкус Персии. Насыщенный интересными подробностями рассказ об иранской кухне, которая остаётся традиционной, несмотря на вторжение фастфуда.

В рубрике «Orientnet» помещена подборка интернет-ресурсов, представляющих песочную мандалу — символическое изображение сферы обитания божеств в тибетском буддизме.

© 1999-2017 Российская государственная библиотека
© Авторские права на статьи, представленные на нашем сайте, принадлежат авторам данных статей. При намерении полной или частичной перепечатки текстов необходимо обращаться в редакцию журнала "Восточная коллекция" по адресу: orient@rsl.ru