«Восточная коллекция» № 2/2014
Второй выпуск журнала «Восточная коллекция» 2014 года открывается фотоочерком Галины Мироновой «Сахара».
- Валентин Осипов. Отшельник Фёдоров: мысли об Индии. В работах Николая Фёдорова (1828—1903) — оригинального мыслителя, одного из представителей русского космизма, содержится немало интересных суждений о роли Индии в истории человечества. Многие из его записей сохранили актуальность до наших дней.
- Гюльтекин Шамилли. Рассыпанные атомы утраченного времени. Доктор наук, ведущий научный сотрудник Объединённого института ядерных исследований в Дубне Биджан Саха (Bijan Saha) известен также как тонкий мастер фотографии. Он автор многочисленных работ, посвящённых маленькой деревне Тара в Бангладеш, где он родился. Журнал публикует подборку его фотоснимков.
- Ирина Винокурова. На холмах Галилейских. На берегах Галилейского озера развёртывается почти вся евангельская история. Со временем вокруг него выросли многочисленные храмы, названные в память событий той поры. Автор очерка рассказывает об увиденном во время путешествия вокруг Кинерета, как называют это озеро в Израиле.
- Наталья Гожева. Чудесная реликвия Ашоки. В странах Индокитая буддийская ступа воплотила в себе не только черты господствующего здесь буддийского учения тхеравады, но и общность культур народов региона. На основе собранного богатого материала автор рассказывает об истории, назначении и смысле этого важнейшего сооружения в буддийской архитектуре, даёт классификацию ступ по совокупности признаков.
- Мария Торопыгина. 36 японских гениев на поэтическом турнире. В отделе рукописей Российской государственной библиотеки хранится иллюстрированный альбом, представляющий антологию «Новые 36 гениев японской поэзии». В нём помещены стихи поэтов XII—XIII вв. и их портреты. Материал в альбоме расположен по принципу поэтического турнира. И хотя разница в возрасте между самыми старыми и самыми молодыми гениями составляла сто лет, их диалог состоялся в реальности искусства и продолжается до сих пор.
- Кира Вязовикина. Кира Вязовикина. Реликвии Древнего Китая в Москве. Весной 2014 года в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина демонстрировалась выставка из собрания Музея китайской провинции Хубэй. Российской публике были впервые показаны более ста древнейших памятников художественной культуры. Это изделия из бронзы и лака, а также музыкальные инструменты. О некоторых из них ведёт рассказ автор статьи.
- Этой же теме посвящены исторический обзор китайских учёных Хань Фана и Цзэн Паня «Находки бронзового века», а также послесловие российского синолога Марка Ульянова.
- Алексей Иванов, Бикку Ратход. Парадокс банжара. Одно из племён, проживающих в индийском штате Андхра-Прадеш, носит имя банджара. Их численность лишь в этом штате составляет более 1 600 000 человек. Джипси банджара, как их по-другому называют, — одно из самых колоритных племён. Замужние женщины украшают свою одежду и причёску серебряными цепочками, колокольчиками, зеркальцами, монетами и вышивкой, на руках и на ногах носят браслеты и кольца. Статью дополняет фрагмент очерка французского писателя Луи Жаколио «Парии человечества» («Le Periah dans L’Humanite», 1876).
- Максим Михалёв. Зона, где обитают Белые Волки. Изобилующий приключениями очерк русского этнографа, докторанта одного из университетов КНР, оказавшегося в контактной зоне нескольких культурных, цивилизационных и этнических миров. В затерянном горном уголке китайской провинции Сычуань он хотел отыскать немногочисленный народ пуми, известный китайцам с древних времён под названием Белые Волки. Это ему удалось, но не совсем...
- Зиля Давлетшина. Башкирский буй-балас. Полосатые безворсовые ковры буй-балас, сотканные из шерсти на деревянных станках, веками использовались в быту башкир. Но искусство ковроткачества не ушло в прошлое вместе с кочевым образом жизни. На недавнем фестивале паласов в Башкортостане демонстрировалось более ста оригинальных авторских работ мастериц-ковровщиц республики.
- Катерина Караваева. Яванская Венеция. Семаранг на индонезийской Яве — город во многом неяванский, с большим чайна-тауном и следами голландского владычества. О нём идёт речь в очерке.
- Юрий Зинин. Чалма на все времена. В древности арабским мужчинам приличествовало обматывать голову куском ткани. Так родилась чалма, которой с приходом ислама был придан религиозный статус. Приспосабливаясь к меняющимся реалиям жизни, чалма дошла до наших дней и существует в мусульманском мире под разными названиями и в разных вариантах.
- Марина Баканова. Деревенский Панджаб. Города пакистанской провинции Панджаб, хранящие в своём облике наследие многих веков, сравнительно быстро меняют свой облик. В деревне же история, культура, обычаи и традиции сохраняются дольше и полнее. Автор детально описывает повседневную действительность панджабских деревень: дома и быт, заботы и занятия жителей, их будни и праздники.
- Елизавета Малинина. Искусство, рождённое Безмолвием. Журнал представляет книгу своего давнего автора Елизаветы Малининой. По её словам, написание книги было вызвано непреодолимым желанием поведать читателю о красоте хотя бы некоторых составляющих мира дзэнского искусства, об огромной духовной силе, заключённой в нём. Публикуется фрагмент книги.
В разделе «Orientnet» печатается обзор интернет-ресурсов на тему «Дзэн-буддизм».