http://www.orientmuseum.ru/ http://www.persia.ru/ Театека

Журнал для всех, кому интересен Восток

«Восточная коллекция» № 2/2015


Второй номер 2015 года открывается фотоочерком Маргариты Альбедиль «Непал, каким он был до 25 апреля 2015 года».

  • Светлана Рыжакова. Танцовщицы и покровители. В индийском штате Западная Бенгалия бытует традиция женских сольных выступлений на ярмарках. Это действо, представляющее чаще всего любовную историю Радхи и Кришны, предназначено для самых непритязательных зрителей. Рядом с танцовщицей nachni всегда присутствует мужчина — музыкант и покровитель.
  • Константин Панченко. Родопа. В Болгарии, в восточной части Родопских гор, есть поселения, где компактно проживают помаки — болгары-мусусльмане. История исламизации Балкан и сегодняшний день болгарской провинции — такова тема очерка автора, побывавшего в этих местах.
  • Юрий Аверьянов. Сорок дней и сорок ночей османских торжеств. Сорок дней и сорок ночей — такова обычная в турецких сказках и легендах продолжительность царских пиршеств, завершающих ту или иную историю. На примере трёх наиболее ярких торжественных мероприятий, получивших восторженные отклики поэтов, летописцев и художников, автор воссоздаёт картины празднеств 1582, 1675 и 1720 годов.
  • Татьяна Соловьёва. От бедуинского шатра до царского дворца. В 502 году Византия заключила союзнический договор с вождём воинственного бедуинского племени об охране границы. Тогда же произошло обращение племени в христианство. Посредством подкупа, дипломатии и родственных союзов гассаниды надёжно удерживали рубежи.
  • Василий Церенов. Зачем жгут телеги в калмыцких шахматах. Шахматы у калмыков издавна имели широкое распространение. Названия фигур в калмыцких шахматах отражают реалии кочевой жизни, правила тоже имеют некоторые особенности, тем не менее любители играют в них до сих пор.
  • Ирина Винокурова. Благословенный плод Земли обетованной. Знатоки подсчитали, что в Ветхом Завете слово «вино» встречается 140 раз, а «виноград» в книгах Ветхого и Нового Завета — 160 раз. Вино неизменно присутствовало в религиозных обрядах, культуре и повседневной жизни евреев. В наши дни виноделие в Израиле переживает второе рождение.
  • Анас Камалов. Приют ардебильского старца. Архитектурный силуэт исторического центра Ардебиля, расположенного на северо-западе Ирана, определяет мавзолей шейха Сафи ад-Дина. Автор статьи рассказывает, как создавался этот комплекс, и за что почитают основателя суфийского братства сафавийа.
  • Ольга Хижняк. Буддизм на берегах Байкала и Невы. На выставке «Буддизм на берегах Байкала и Невы» в Государственном музее истории религии (Санкт-Петербург) можно было увидеть изобразительные и рукописные документы, культовые предметы, скульптуры, музыкальные инструменты, маски. Предложенное автором статьи виртуальное путешествие по выставке представляет основные этапы истории буддизма в России.
  • Мариам Эмами. Обрезание: дань традиции или религиозный долг? Этот обряд пришёл из давних времён. Сегодня, по некоторым подсчётам, обрезанию подвергается каждый пятый мальчик в мире. В XX веке мир узнал о женском обрезании, практикуемом теперь и в Европе. О различных аспектах этого обряда рассказывается в статье.
  • Андрей Стрелков. Мистерия Владыки мёртвых. Ритуальная сторона тибетского буддизма отличается красочностью и содержит ореол тайны. Новогодняя мистерия цам — один из ритуалов, в которых проявляются сокровенные смыслы учения Будды и древнейших пластов тибетской культуры.
  • Маргарита Альбедиль. На берегах священной Багмати. Обширный храмовый комплекс Пашупатинатх раскинулся по обеим сторонам реки Багмати, которую непальцы почитают как священную и верят в очистительную силу её вод, несмотря на то, что река отравлена выбросами нечистот, мусором и останками кремированных на берегу трупов. Храмовые праздники привлекают сюда множество паломников.
  • «Смертельная красота» — так называлась выставка китайского и индийского оружия, состоявшаяся в апреле — мае 2015 года в Государственном музее Востока. Этой теме посвящены две статьи.
    • Алексей Пастухов. «Как порыв сильного ветра...». Маньчжурские воины получали военные навыки в ходе повседневной жизни, а затем постоянно совершенствовали их. Столь же большое внимание в период господства в Китае маньчжурской династии Цин уделялось вооружению, что подтверждается представленными на выставке образцами.
    • Евгения Карлова, Андрей Попов. Оружие индийских воинов. В Индии владение оружием было возведено в культ. С религиозной точки зрения для индийского воина было предпочтительно метательное оружие — оно делало участие в убийстве опосредованным. Этим объясняется широкое распространение луков, копий и другого метательного оружия, образцы которого можно было увидеть на выставке.
  • Виктор Погадаев. В Джокьякарте, на юбилее Картики. Автор рассказывает об известной индонезийской художнице Картике Аффанди и о церемониях, проведённых во время празднования её восьмидесятилетия.
© 1999-2017 Российская государственная библиотека
© Авторские права на статьи, представленные на нашем сайте, принадлежат авторам данных статей. При намерении полной или частичной перепечатки текстов необходимо обращаться в редакцию журнала "Восточная коллекция" по адресу: orient@rsl.ru