Журнал для всех, кому интересен Восток
«Восточная коллекция» № 3/2015
|
- Номер открывается фотоочерком Светланы Сысоевой «Гоби».
- Юлия Ершова. Мировое древо батаков Суматры. В поездке на остров Суматру научные сотрудники Музея традиционного искусства народов мира «Традарт» знакомились с культурой батаков — уникального народа, до наших дней сохранившего некоторые древние обычаи. В результате экспедиции фонд московского музея пополнился новыми артефактами.
- Ольга Лебедева. Ёга и нихонга. В эпоху Мэйдзи японские художники познакомились с европейской живописью и даже пытались писать картины в европейской манере. Однако живопись маслом не смогла органично вписаться в японскую художественную традицию. Жёсткое противопоставление традиционных жанров (нихонга) и живописи в западном стиле (ёга) стало восприниматься как норма.
- Амир Хисамутдинов. Русские сезоны в Китае. В культурной истории Харбина, Шанхая и Тяньцзина оставили яркий след русские мастера театрального искусства. Будучи оторванными в годы вынужденной эмиграции от родной почвы, они продолжали радовать зрителей постановками драматических произведений, опер и балетов.
- Юрий Зинин. Русский дервиш; Андрей Шугаев. 550 картин Александра Рубцова. В годы Первой мировой войны начинающий русский художник Александр Рубцов оказался в Тунисе и остался там навсегда. Яркость солнца, изысканная цветовая гамма, сочетающая вечную зелень с охрой пустыни и оттенками морской бирюзы, пленили его воображение. Картины художника пользуются большим спросом на аукционах. О творчестве самобытного мастера рассказывают авторы двух статей.
- Светлана Рыжакова. Деревянные чудеса Виджаянатха Шеноя. В городке Манипал, что в индийском штате Карнатака, есть необыкновенный музей под открытым небом, сотворённый практически одним человеком и пока что не завершённый. В нём представлены традиционные индийские дома и предметы быта. «Создание Деревни наследия и ремёсел почти завершено, — пишет автор. — Правда, чтобы открыть её для посетителей, нужно ещё многое сделать».
- Павел Кузенков, Константин Панченко. Почему удались арабские завоевания? Кого ни поражала неправдоподобная, сверхъестественная лёгкость арабских завоеваний VII века? Авторы рассматривают один из срезов этой проблемы — соотношение военной мощи арабских племён и противостоявших им Византии и Ирана.
- Светлана Хруцкая. Любовь и шпионаж в эпоху модерна. Автору статьи удалось восстановить подробности истории, случившейся в начале XX века. Такео Хиросе, служивший в Петербурге японским военным атташе (то есть, разведчик по определению), влюбился в Ариадну, дочь русского полковника, специалиста по минному делу Ковальского...
- Татьяна Соловьёва. Священное ложе богини Иштар. Обряд священного брака богов, главное ритуальное действо храмов Древнего Востока, вызвал к жизни легенду о порочности культа древнейшей из богинь. Шумеры называли ее Инанной, финикийцы — Астартой, для древних евреев она — Ашторет, в Сирии — Атаргатис. Но более других распространено её аккадское имя Иштар.
- Татьяна Филатова. Кто и зачем привёз русскому царю Алмазный трон. Глава торговой делегации, доставившей в Москву Алмазный трон, являлся представителем крупнейшей в Иране торговой компании Шариманянов. Фактически эта сделка положила начало ирано-российским торговым отношениям. В центре внимания автора статьи — судьба армянской диаспоры в Исфахане.
- Ольга Хижняк, Екатерина Терюкова. «Три учения» в китайских народных картинах. В фондах Государственного музея истории религии (ГМИР) хранится уникальная коллекция китайских народных картин (лубков) из собрания академика Алексеева, насчитывающая около тысячи листов. Авторы статьи анализируют религиозное содержание некоторых работ.
- Ирина Винокурова. Перекрёсток трёх религий. Деревня Абу-Гош, что на подступах к Иерусалму, в XIX веке была известна как разбойничье гнездо. Ныне Абу-Гош, где мирно сосуществуют три великие религии, демонстрирует миру открытый и гостеприимный характер.
- Ася Петриченко. Бумажный дракон, парящий в небесах. Вьетнамское искусство вырезки из бумаги испытало сильное влияние китайской традиции. Однако со временем здесь сложился национальный художественный стиль.
- Марина Баканова. Загадочный барьяни. Пакистанский плов барьяни очень популярен. Это слоёный плов, в котором мясо и рис варятся по отдельности почти до готовности, а затем собирается само блюдо, в котором слои мяса перемежаются рисом. Способами его приготовления делится с читателями автор.