«Восточная коллекция» № 4/2015
Четвёртый выпуск «Восточной коллекции» 2015 года завершает биографию журнала — с будущего года его издание прекращается. В статье «Пятнадцать лет среди библиотекарей и востоковедов» главный редактор Александр Полещук признаётся, что чувство сожаления по этому поводу неотделимо от творческого удовлетворения тем, что сделано. За эти годы вышло в свет 60 номеров журнала объёмом 160 страниц каждый и один специальный выпуск, опубликовано более 1200 статей, очерков, фоторепортажей, названия которых перечислены в Указателе, помещённом в конце номера.
- Номер открывается фотоочерком Галины Мироновой «Оман».
- Светлана Рыжакова. Театральное путешествие во сне и наяву. Автор знакомится с традиционными индийскими театрами и театральными учебными заведениями штата Карнатака, беседует с режиссёрами и учёными, осматривает старинные храмы. «Теперь даже не верится, что я провела в театральном раю и его окрестностях всего десять дней, — вспоминает автор. — Мои сны удваивали реальность».
- Дмитрий Рябчук. В Круге Кула — однажды и навсегда. Автор представляет книгу известного антрополога Бронислава Малиновского (1884—1942) «Дневник в полном смысле слова». Наблюдения учёного за жизнью аборигенов Тробрианских островов перемежаются в дневнике скандальными откровениями.
- Елена Войтишек. Ароматы Благоухающей гавани. В конце XX века в Китае и других странах Восточной Азии стал возрождаться интерес к традиционным способам изготовления благовоний и составления ароматов. Одним из центров развития аромакультуры является Гонконг.
- Мария Торопыгина. Цветы ямабуки и соломенный плащ, или О пользе знания классической поэзии. Японские поэты давно обратили внимание на долгое цветение кустарника ямабуки. Его жёлтые цветы обрели в классической поэзии разнообразную символику.
- Юрий Аверьянов. Сгоревшие, как свеча. Что связывало столь непохожие сообщества — головорезов-янычар и отрешённых от мира суфийских мистиков? Почему именно бекташи стали духовными союзниками янычар? Автор ищет ответы на эти вопросы в истории Османской империи.
- Микаэл Аракелян. Армянские манускрипты из московских собраний. Учёные работают над сводным каталогом армянских рукописей и иллюстрированных грамот IX—XIX веков, депонированных в собраниях Москвы. В ходе исследований они изучают палеографию, делают перевод колофонов с древнеармянского на русский язык, классифицируют миниатюры, водяные знаки, печати и экслибрисы.
- Татьяна Соловьёва. Земной облик Иисуса Христа. Автор приводит свидетельства о внешнем виде Иисуса Христа и рассказывает о первых его изображениях.
- Маргарита Альбедиль. Будда: жизнь в истории и мифе. Описывая своё посещение мест, связанных с историей Будды, автор задаётся вопросом, существовал ли Будда на самом деле. Учёные не сомневаются в его историчности, но сконструировать биографию канонического Будды помогли мифы.
- Светлана Сысоева. Азартные беркутчи. Фоторепортаж с фестиваля «Охота с беркутом», который ежегодно проводят казахи, живущие в Монголии.
- Ирина Винокурова. Дом в Дальят аль-Кармель. Член британского парламента лорд Лоуренс Олифант круто изменил свою жизнь, уехав в Палестину. Он помогал переселенцам, издавал книги, изучал жизнь общины друзов. Сейчас его дом является музеем.
- Александр Пак. Школа воспитания полезных людей. Одним из самых удачных проектов протестантских миссионеров в Корее XIX века стало создание колледжа «Пэджэ» в Сеуле, существующего по сей день. Там корейские юноши изучали английский язык, западную науку и культуру, приобщались к христианским нравственным ценностям.
- Андрей Шугаев. Закрытые кварталы Магриба. Широкая известность Бусбира, закрытого квартала Касабланки, где в конце XIX века стали селиться жрицы любви, была обеспечена большим количеством фотографий и открыток, ему посвящённых. Свою коллекцию открыток на эту тему автор представляет читателям.
- Владимир Беляков. Русские женихи для египетских принцесс. Послесловие. Автор продолжает рассказ о судьбах трёх супружеских пар, где мужьями были русские аристократы, а жёнами — египетские принцессы.
- Юрий Зинин. Арабески. В подборке заметок рассказывается о внуке русского художника Валентина Серова, проживающем в Ливане, о мавзолее марокканского султана Мулая Исмаила, о радостях арабской бани.